Интерфакс-ЭРА

Эколого-энергетическое рейтинговое агентство

«Интерфакс» представляет рейтинг фундаментальной эффективности компаний РФ

7 декабря 2016 г.

Группа «Интерфакс» опубликовала ежегодный рейтинг фундаментальной эффективности российского бизнеса. В рейтинге, составленном эколого-энергетическим рейтинговым агентством «Интерфакс-ЭРА», представлены 150 крупнейших компаний и предприятий России, работающих в реальном секторе экономики.

В 2016 году Топ-150 возглавили АО «Антипинский НПЗ», АО «Вертолеты России», ООО «Газпром добыча Уренгой», ПАО «Корпорация «Иркут», ПАО «КАМАЗ», ООО «ЛУКОЙЛ Ухтанефтепереработка», ПАО «МРСК Центра и Приволжья», ПАО «Компания «Сухой», ПАО «Объединенная авиастроительная корпорация», Удмуртский филиал ПАО «Т Плюс».

«Оценки энергетической и экологической эффективности российского бизнеса выполняются нами уже 16-й год. Это уникальный источник данных для мониторинга реального КПД экономики, измеренного натуральными, а не финансовыми индикаторами», - заявил руководитель «Интерфакс-ЭРА» Александр Мартынов, подчеркнув, что «рейтинг эколого-энергетической эффективности крупнейших российских компаний может рассматриваться как информационный базис наступающего «Года экологии».

Ранжирование компаний рейтинга Топ-150 проведено по пяти критериям: энерго-ресурсная эффективность (затраты энергии и ресурсов на единицу продукции), технологическая эффективность (потребление ресурсов и образование отходов на единицу проделанной работы), экосистемная эффективность (уровень загрязнений и воздействий на среду, исходящих от предприятий компании, которые могут быть ассимилированы природными экосистемами в районах размещения этих предприятий), динамика эффективности (изменение эффективности в период с 2005 по 2016 год), прозрачность (уровень раскрытия отчетности об энерго- и ресурсопотреблении и воздействиях на природную среду).

Компании ранжированы по значению каждого критерия. Итоговое место в рейтинге определено по сумме мест в пяти ранговых списках.

В Топ-150 включены компании и предприятия с выручкой более 60 млрд рублей. Кроме крупных холдингов, в списке представлены их «дочки», филиалы или территориально обособленные структурные подразделения, если они принесли головной компании более 60 млрд рублей, и эта сумма составила менее половины бизнеса холдинга.

Как отмечается в аналитическом обзоре к рейтингу Топ-150, обобщенные показатели динамики энергетической и технологической эффективности по предприятиям разных отраслей отражают тот факт, что после 2005 года наиболее значительный и устойчивый спад эффективности происходил в угольной отрасли: ежегодное снижение КПД работы на разрезах составляло 0,98%, а в шахтной добыче - 1,6%.

В результате тонна угля каждый год требует все больше прямых затрат энергии и продуцирует все больше отходов. После периода спада положительная динамика эффективности проявилась пока только в обогащении угля (+0,86%).

Аналогичные и лишь чуть менее тревожные тенденции проявляются в ряде других добывающих производств - в лесозаготовках (снижение эффективности на 0,84% в год), добыче цветных металлов (-0,1% в год). В нефтедобыче после спада эффективности вернулись позитивные тенденции, и среднегодовой рост составляет +0,45%, однако нестабильная ситуация сохраняется в сегменте бурения и обустройства месторождений (-0,52%). При этом в газодобыче повышение эффективности замедлилось до +2,60% в год, тогда как в прошлом году этот показатель составлял +4,3%.

В обрабатывающем секторе реальная энергетическая и технологическая эффективность росла повсеместно. На предприятиях химической и нефтехимической отрасли повышение составило +1,66% в год, по машиностроению в целом КПД рос на 1%, в приборостроении и авиастроении темп роста эффективности составлял, соответственно, 1,18% и 1,61% ежегодно, а в судостроении достиг 2,68%. Только производство железнодорожной техники показало понижение эффективности с 2005 года среднегодовыми темпами на 0,86%.

Разнонаправленной была динамика эффективности на транспорте. Быстро рос КПД авиаперевозок (+1,21% в год), чуть медленнее в автотранспорте (+0,84%) и совсем немного на водном транспорте (менее +0,2%).