Раскрытие экологической отчетности

Интерфакс-ЭРА

Эколого-энергетическое рейтинговое агентство

Оценка предприятий России и Казахстана по прозрачности эколого-энергетической отчетности

Прозрачность бизнеса. Для каждого предприятия определяется как отношение раскрытых (опубликованных или представленных в анкете) параметров к общему числу используемых в оценке. Этот показатель выражается в процентах. Он характеризует ответственность руководства компании (способность отвечать на заданные вопросы) и достоверноcть сделанных по этим ответам оценок эффективности.

Путь к эффективности начинается с прозрачности

Прозрачность нефинансовой отчетности как элемент эффективности

Прозрачность бизнеса является востребованным рынком индикатором. Возможность сравнения предприятий и компаний по фундаментальным показателям экологичности и энергоэффективности запускает в среде бизнеса саморегулирующие механизмы конкуренции по этим важным для общества, но малочувствительным для бизнеса направлениям. В случае раскрытия экологической отчетности мнение общественности, формирующееся с учетом открываемой предприятиями информации, становится средством побуждения бизнеса к повышению экологической и энергетической эффективности производственных процессов.

Имидж экологически прозрачной компаний оказывает влияние на котировки её акций на фондовых рынках. Хорошо известно исследование рейтингового агентства Standard&Poor`s, которое еще в начале двухтысячных годов показало зависимость стоимости российских компаний на биржах от их транспарентности.

Прозрачность компаний не только улучшает их экологический имидж, но и содействует привлечению инвестиций, особенно международных, в модернизацию производства. Кредит для компании, находящейся в конфликте с местным населением, становится существенно более дорогим и процедурно более громоздким, чем для компании, нашедшей с населением общий язык. Оценки энергетической эффективности хозяйственной деятельности и экологической ответственности компаний всегда принимаются во внимание инвесторами, которые оказывают предпочтение наиболее эффективным и безопасным видам деятельности или конкретным предприятиям. Для обслуживания таких инвесторов на развитых рынках создано множество специальных инструментов, в т.ч. инвестиционные фонды социально‑ответственного инвестирования (СОИ).

В условиях прозрачности бизнеса административный контроль, который осуществляют государственные правоохранительные и природоохранные органы, из средства принуждения превращается в инструмент коррекции направлений обеспечения экологической безопасности.

Измерение прозрачности

Возможность измерения прозрачности связана с использованием одинакового набора количественных показателей для всех сравниваемых компаний (см. анкету (30 Kb)). Эколого‑энергетическая прозрачность компаний оценена путем подсчета числа показателей, которые были раскрыты предприятием для составления настоящего рейтинга, или опубликованы в предоставленных нам нефинансовых отчетах. Также были учтены сведения о выручке и числе занятых на предприятии сотрудников, раскрываемые по требованиям закона об отчетности эмитентов ценных бумаг. Наконец в число раскрытых показателей включены «принудительно» прозрачные, сведения о воздействиях предприятия на природную среду, включенные в разные годы в федеральный и региональные доклады о состоянии и об охране окружающей среды.

Подробнее вопросы методологии изложены в соответствующем разделе.

«Белые» и «серые» страницы (строчки) рейтинга

В ходе подготовки первых справочников по экологической ответственности бизнеса, которые наша команда публиковала в составе АНО «НЭРА», возник принцип разделения предприятий и компаний с разной полнотой раскрытыя информации на «белые» и «серые» страницы (строчки рейтинговой таблицы). Этот прием, который первоначально рассматривался нами как сугубо технический, был воспринят оцениваемыми компаниями и СМИ, как чрезвычайно значимый, в силу того, что очень наглядно демонстрировал уровень прозрачности — транспарентность бизнеса.

Все рейтинги компаний и предприятий, у которых любой из трёх критериев прозрачности превышает 50%, публикуются нами на белых страницах (строках рейтинговой таблицы). Этот прием зрительно подчеркивает прозрачность бизнеса данной компании. В тех случаях, когда наше агентство не располагает достаточным объемом данных непосредственно по оцениваемому предприятию, и сделанная оценка опирается на многофакторные модели с использованием среднеотраслевых и среднерегиональных значений, мы подчеркиваем приближенность результата оценки, публикуя его на «серой» странице (строчке). Это показывает, что эффективности компании или предприятия видны, как в сумерках, не очень чётко. При этом серый цвет не влияет на оценку компании. Он лишь отражает приближенность расчетов, которые могут быть уточнены при выходе компании «из информационной тени».

Прозрачность вполне объективный количественный индикатор «ответственности» владельца и менеджмента компании, которые собственно и принимают решения о раскрытии или об отказе в предоставлении сведений по экологическим аспектам деятельности и энергоэффективности. Ответственность, показателем которой выступает прозрачность, буквально отражает способность и готовность компании «отвечать» на заданные от имени общества вопросы.

«Серые» страницы. Зачем и как проводится оценка непрозрачных предприятий

Начиная с 2004 года, экологические рейтинги, сделанные Независимым экологическим рейтинговым агентством (АНО «НЭРА» было фундаментом Интерфакс‑ЭРА) для предприятий, не ответивших на запрос информации, публиковались на серых страницах. Серый цвет бумаги подчеркивал с одной стороны непрозрачность компании, с другой показывал приближенность сделанной оценки (как бы в сумерках). Этот способ оформления оценок привлекал внимание как самих предприятий, так и их бизнес‑партнеров (инвесторов, кредиторов, потребителей продукции), знакомящихся с рейтингами. Порой звучали претензии — нельзя делать оценку, если у агентства нет достаточной информации. При подготовке публикации рейтингов в газете Ведомости осенью 2011 года директор Интерфакс‑ЭРА так ответил на подобную претензию, одной из крупных, но непрозрачных компаний (см. вставку).

Те, компании, которые не раскрывали данные, вообще нельзя вставлять в рейтинг (и распределять им места); честнее указать, что такая‑то компания данные не представила. Иначе получается «манипуляция общественным мнением».

Манипуляция — это если что‑то утаивать или выдавать желаемое за действительное. Например, публикация в корпоративном отчете только выгодных обобщенных показателей с положительной динамикой является манипуляцией. У нас все честно — на серых строчках те, кто не представил данных. А вот то, что рейтинг при этом все же посчитан — это уже интересно, поскольку далеко не все серые — в рейтинговом хвосте. Будет ли честнее, если в рейтинге останутся только эффективные и прозрачные компании, а те, кому действительно следует обратить внимание на состояние своих дел, уйдут в тень? В этом случае рейтинг теряет не только объективность, но и смысл. Поэтому учет в рейтинге «серых» — наша принципиальная позиция. Мы высказали эту позицию высшему руководству страны. С ответом Дмитрия Медведева на наше предложение можно ознакомиться в его блоге от 14 июня 2011 г. — там есть и стенограмма и видео.

Реальное производство всегда реализует определенные физические процессы, поэтому описание предприятий в реальных показателях не теоретический изыск, а потребность управления развитием, особенно важная в условиях реалий кризиса.

Оценка любого предприятия по ограниченным данным основывается на том, что физически однотипные производственные процессы (названные по‑разному в экономических классификациях) сохраняют близкие физические параметры, хотя экономический результат у них может быть совершенно разный. Базовые соотношения потребляемых ресурсов, затрат живого труда, расхода разных типов топлива и энергии, образующихся отходов производства (включая стоки и выбросы в атмосферу) в технологически однотипных процессах варьируют вокруг средней для данного вида деятельности величины. Соответственно значения практически любого показателя если не функционально (жестко), то статистически (мягко) зависят от значений других показателей.

Наличие данных по множеству предприятий аналогов позволяет математически исследовать соотношения разных показателей друг с другом. Статистический перебор позволяет выбрать наиболее сильно коррелированные соотношения, которые можно применять для расчета отсутствующего показателя на основании частично имеющихся данных. В расчетах используются средние значения всех показателей для предприятий 17 отраслей и 105 видов деятельности (подотраслей), для каждого из 83 регионов России. Кроме этого практически по всем предприятиям есть информация о типе производственного процесса, регионе размещения, выручке, численности персонала и продукции, которых оказывается достаточно для приближенной оценки всех остальных параметров, даже если ничего больше неизвестно.

Заполнение пробелов в данных производится путем подбора моделей, дающих наибольшую достоверность. Математически эта процедура выполняется поиском регрессионных зависимостей и расчетом по наиболее достоверным из имеющихся соотношений (см. вставку).

1‑й цикл — подбор регрессии для динамики показателя имеющегося у предприятия не за все годы. На выборках предприятий каждого типа, отрасли, региона определяется наиболее достоверное уравнение, связывающее динамику искомого показателя с динамикой любых других известных у предприятия показателей.

2‑й цикл — оценка значения показателя, отсутствующего за все годы в анкете предприятия. На выборке предприятий каждого типа и отрасли определяется наиболее достоверное соотношение искомого и известных по предприятию показателей. Такие соотношения (Энергия/Воздействия, Воздействия/Выручка, Выручка/Вода … ) подсчитываются по всем парам показателей и используются когда надо заполнить пробел.

3‑й цикл — если ни одно из соотношений искомого и известных показателей у предприятий соответствующего типа, отрасли или региона не имеет достоверной (>80%) связи, осуществляется подбор двух‑трёх предприятий аналогов и пробел в данных заполняется по среднему для этих аналогов отношению искомого показателя к известному у предприятия с пробелом в данных.

Образно эту процедуру можно сравнить с эпизодом из фильма Люка Бессона «Пятый элемент», когда по фрагменту плечевой кости последовательно восстанавливают отсутствующие ткани, органы, а в конце концов полностью воссоздают жизнеспособный организм очаровательной героини Милы Йовович.

Почему Интерфакс‑ЭРА оценивает непрозрачных, выполняя значительный объем сложных расчетов? Наше агентство выполняет четкий заказ на введение фундаментальных данных по экологии и энергетике в практику экономического управления на федеральном уровне. Надёжная оценка эффективности предприятий нужна руководителям регионов, которым крупные компании часто также не предоставляют необходимую информацию. Но самое главное — оценка эффективности нужна бизнесу, как партнерам, так и конкурентам каждой компании.

Отраслевые, подотраслевые и региональные различия в средней эффективности — это важные сигналы для осознания руководством предприятий своих перспектив на рынках. Бенчмаркинг — сравнение отдельных параметров энергоёмкости, ресурсопотребления, экологической и технологической эффективности со средними и лучшими аналогами — простой и доступный всем предприятиям инструмент определения своего положения относительно конкурентов и выявления наиболее критичного для бизнеса отставания в технологиях производства.

Интерфаксом создан инструмент мониторинга реальной эффективности не для избранных, преимущественно крупных, компаний, а для всех, даже самых малых и пока не прозрачных предприятий. Это средство поможет всем, кто хочет уверенно преодолеть кризис и занять свое место на новых рынках.

Ниже приведены списки наиболее ответственных бизнесов России и Казахстана, которые заняли первые места в отраслевых рейтингах прозрачности по состоянию на 2016 г.

Предприятия — отраслевые лидеры экологической прозрачности

  • Энергетика — АО «Тюменьэнерго», ПАО «Якутскэнерго», АО «Татэнерго»
  • Нефтедобыча — ПАО «Татнефть» им. В.Д.Шашина, АО «Татнефтеотдача», АО «Мангистаумунайгаз»
  • Нефтепереработка — ОАО «Славнефть-ЯНОС», ОАО «ТАИФ-НК», АО «Павлодарский нефтехимический завод»
  • Газовая — ОАО «Севернефтегазпром», ООО «Газпром добыча Оренбург», ОАО «Норильскгазпром»
  • Угольная — АО «Шахтоуправление «Обуховская», ОАО «УК «Кузбассразрезуголь», ПАО ЦОФ «Березовская»
  • Черная металлургия — ПАО «Северсталь», ОАО «Кузнецкие ферросплавы», ОАО «Сарановская шахта «Рудная»
  • Цветная металлургия — ОАО «Соликамский магниевый завод», ТОО «Степногорский горно-химический комбинат», ОАО «Химико-металлургический завод»
  • Химическая и нефтехимическая — ОАО «КуйбышевАзот», ПАО «Химпром», ПАО «Нижнекамскнефтехим»
  • Машиностроение — ОАО «НПО «Сатурн», ОАО «Пензхиммаш», ПАО «КАМАЗ»
  • Лесная и деревообрабатывающая — АО «Монди СЛПК», ОАО «Архангельский ЦБК», ЗАОр «НП НЧ КБК им.С.П.Титова»
  • Пищевая — ОАО «Булочно-кондитерский комбинат», ОАО «Татспиртпром», ОАО «Сахарный завод «Ленинградский»
  • Прочая промышленность — ПАО «Мордовцемент», ОАО «Теплоозёрскцемент», АО «Оренбургские минералы»
  • Сельское хозяйство — ОАО «Птицефабрика «Боровская», Птицефабрика «Казанская» АО «Птицекомплекс «Осиново», АО «Пермский свинокомплекс»
  • Строительство — ОАО «Чувашавтодор», ОАО «Прокатмонтаж», ОАО «Домнаремонт»
  • Транспорт — АО «КазТрансОйл», ООО «Газпром трансгаз Ставрополь», АО «Транснефть-Север»
  • Коммунальное хозяйство — АО «Мосводоканал», АО «Кочубеевскрайгаз», АО «Предгорныйрайгаз»
  • Прочие отрасли— АО «НИИ «Солитон», ООО «Северсталь-Проект», ОАО «КО ВНИИМЕТМАШ»