Интерфакс-ЭРА

Эколого-энергетическое рейтинговое агентство

4.3.3. Закон увеличения размеров (роста) и веса (массы) организмов в филогенетической ветви Э. Копа и Ш. Депере

«По мере хода геологического времени выживающие формы увеличивают свои размеры (а, следовательно, и вес) и затем вымирают».

 

Происходит это от того, что чем мельче особи, тем труднее им противостоять процессам энтропии (ведущим к равномерному распределению энергии), закономерно организовывать энергетические потоки для осуществления жизненных функций. Эволюционно размер особей поэтому увеличивается (хотя и является очень стойким морфофизиологическим явлением в коротком интервале времени).

 

Крупные организмы с большой массой тела, естественно, требуют для поддержания этой массы значительных количеств энергии, получаемой с пищей. Возрастающая потребность в пище увеличивает давление укрупненных особей на среду. Одновременно усложняются процессы гуморальной и нервной регуляции в особях, затрудняется их передвижение, в том числе в поисках пищи. В целом укрупнение входит в противоречие с законом оптимальности. Это, как правило, приводит к вымиранию слишком крупных организмов при минимальных изменениях среды жизни.

 

Поскольку понятие «крупный» и «мелкий» имеют относительное (системное) значение (по отношению к факторам среды и морфофизиологическим характеристикам организмов), могут вымирать и не гиганты, а лишь организмы, вышедшие за рамки закона оптимальности для данных условий.

Закон увеличения размеров по смыслу перекликается с энергетическим правилом поверхностей (п. 4.2.3) и может рассматриваться как дополнительное подтверждение сделанных там выводов. Однако кроме этого, он сам по себе позволяет провести несколько интересных параллелей и аналогий.

Похоже, что именно этот закон лежал в основе появления, роста, а затем гибели империй. Ресурсная причина (несоответствие «кормовым» возможностям среды), скорее всего, не единственная. Думается, что не меньшую роль играли внутренние, информационные факторы – снижение собственного разнообразия при неизбежном (по мере роста) усилении контролирующей «вертикали», а также «затухание» информационных сигналов с ростом системы – т.е. все большая потеря контроля и управляемости.

Занятно, что «увеличение размеров (роста)» (см. формулировку) – это типичная экстенсивная фаза (механизм) развития. Значит, всякие «империи» (государственные, бизнесовые в виде транснациональных корпораций) неизбежно должны закончиться с ее окончанием – на интенсивной стадии империй в принципе возникнуть не может.

С другой стороны, на интенсивной стадии развития возможны новые формы самоорганизации – симбиотическое сосуществование функционально (по размерам) разных государств и негосударственных образований в рамках некоего «союза», который, очевидно, не является «империей» в традиционном ее понимании. «Симбиотическое существование» - это реализация не «вертикальной», а «горизонтальной» модели организации: тут нет иерархии, а взаимодействие происходит по вектору полезных (взаимно дополняющих) функций. В то же время, если потребность в этих функциях исчезла, взаимодействие естественным образом может прекратиться или переключиться на другой субъект. Если так, то главный вывод – подобные «симбиотические СНГ» не могут быть стабильно устойчивыми образованиями – ни территориально (как Евросоюз), ни функционально (как транснациональные корпорации). Это коренное отличие от существующего порядка вещей, выглядит оно сегодня, безусловно, непривычно, но теоретически вполне допустимо в качестве одной из моделей политико-экономической организации.